Андрей Потапов

Антикоррозионные покрытия бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб

Recommended Posts

Увеличение срока полезной службы трубных изделий за счет минимизации коррозии
Так как большинство буровых растворов готовится на водной основе, они могут вызывать очень сильную точечную коррозию. Данная проблема усугубляется наличием кислорода, который захватывается при циркуляции бурового раствора через вибросито и приемную емкость для бурового раствора, что еще больше усиливает коррозионное действие бурового раствора.
Коррозия может усиливать напряжения, возникающие в бурильных трубах во время бурения, что будет приводить к быстрому росту усталостных трещин и, в конце концов, к катастрофическому разрушению спущенных в скважину труб.
Приблизительно 85% случаев усталостного разрушения происходит вблизи высаженной зоны трубы, в которой уменьшение толщины стенок трубы от бурильного замка до тела трубы приводит к локализации напряжений вблизи зоны высадки и может вызвать приводящее к большим убыткам разрушение на сравнительно ранней стадии срока службы трубы.
По мере того, как добыча ведется все с больших глубин с более высокими температурами, значительно усиливается воздействие на используемые для добычи трубные изделия, что может сокращать их срок полезной службы. По мере того, как на все большем числе месторождений используется заводнение, закачка CO2 и другие методы воздействия на пласт, повышается коррозионная активность добытого флюида. Более того, при этом возрастают затраты на ремонт скважины и убытки за счет ее простоя, в результате чего коррозия трубных изделий может привести к очень большим расходам.
Улучшение гидравлических характеристик
Большая часть необходимой для перекачивания буровых растворов мощности расходуется просто на преодоление сопротивления трения между флюидом и неровной поверхностью трубного изделия. Однако, так как поверхности с покрытием являются намного более гладкими, чем необработанные стальные поверхности, они создают очень малое сопротивление для потоков жидкостей или газов.
В трубопроводах для жидкостей покрытия могут уменьшить потери на трение вплоть до 50%. В трубопроводах для газа покрытия могу улучшить коэффициент передачи вплоть до 25%, что непосредственно приводит к увеличению гидравлической эффективности на 25%.
Препятствия, создаваемые отложениями накипи, парафина или асфальтена, могут ухудшать гидравлические характеристики трубопровода. В скважинах с высоким содержанием парафина охлаждение ниже температуры помутнения является одной из причин выпадения и отложения осадка, что может приводить к прилипанию парафина к поверхности трубы в виде очень маленьких мягких частиц, которые содержат захваченные растворители. После вымывания растворителей отложения затвердевают и механически и химически присоединяются к неровной поверхности трубы. После начала процесса образования отложений он ускоряется и интенсифицируется и может привести к закупорке внутреннего отверстия трубы.
Покрытия создают гладкую, инертную, устойчивую к трению поверхность, которая приводит к тому, что парафин и большая часть карбонатных и сульфатных отложений смывается с поверхности трубы еще до того, как они могут затвердеть и пристать к поверхности.
Любые инвестиции в покрытия трубных изделий могут снизить частоту проведения дорогостоящего ремонта и повысить рентабельность ведения операций.
Без использования правильной технологии нанесения даже самые лучшие покрытия не будут обеспечивать получение ожидаемых характеристик, так как сцепление с поверхностью трубного изделия является одним из наиболее критически-важных факторов для обеспечения длительной работы покрытия.
Этап 1Первым этапом процесса нанесения покрытия является тщательная термическая очистка трубных изделий с целью удаления любых остатков углеводородов. Для этой цели используется предварительный обжиг трубы при температуре ~750 °F и продолжительностью до 8 часов.
Этап 2Далее производится абразивоструйная обработка оксидом алюминия, создающая структуру неровностей, являющаяся оптимальной для адгезии. В качестве стандарта абразивоструйной обработки использует получение белой металлической поверхности по NACE № 1, что позволяет обеспечить самый высокий уровень качества.
Этап 3Для жидкого нанесения покрытия используется специальная система вращения и распыления, позволяющая равномерно наносить соответствующее покрытие на поверхность трубного изделия. После нанесения каждого слоя жидкого покрытия производится обжиг, и происходит частичное затвердевание слоя.
Для нанесения некоторых порошковых покрытий используется система трубки для вдувания, позволяющая получить толстую и равномерную пленку покрытия. Также может использоваться вакуумная система, направляющая стандартное количество покрытия в нагретое трубное изделие, и распределяющая равномерный слой покрытия по внутренней стенке трубы.
Этап 4Окончательным этапом является отверждение внутреннего покрытия трубного изделия, которое вызывает образование поперечных связей в термореактивных полимерах между слоем (слоями) грунтовки с верхним слоем (слоями), вследствие чего образуется однородное покрытие, которое затем подвергается нашим стандартным методам контроля качества.
В результате этого получается высококачественное и надежное покрытие, обеспечивающее максимальную защиту от коррозии в течение многих лет.

Это информация нашей компании. Хочется заметить, что 85% бурильной трубы в мире имеют защитные покрытия производства нашей компании, и если вы интересуетесь этой темой, то вы знаете о чем идет речь.

Хотелось бы обсудить различные материалы для защиты внутренней поверхности трубы от коррозии и пр.
Очень интересно мнение буровиков и промысловиков на заданную тему.
Отвечу на любые вопросы по материалам и технологии нанесения внутренних защитных покрытий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Встречался с директором компании CERAM-KOTE, они в пример приводят различия их и Вашего покрытия.

Выделяют следующие плюсы:

1. Лучшее сопротивление износу (для сравнения показано Ваше и их покрытие)

2. При дефекте на производстве, Ваше надо полностью счищать, потом заново наносить, их - просто поверх старого нанести.

3. Не нужен нагрев, следовательно дешевле и т.п.

Также большой реф. лист, на рынке с 85 года (вроде эту дату говорил).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По поводу нанесения и характеристик постоянно споры идут. По моему, сложно достигнуть сплошности поверхности и хорошего сцепления с материнским материалом без термической обработки. Она как бы спекает материал, т.е. получается равномерная структура по всей длине трубы, препятствующая проникновнию нежелательных элементов и с очень гладкой поверхностью.

Надо внимательно следить за характеристиками сравнимаемых материалов, ибо у нас таких материалов великое множество и постоянно линейка пополняется. Есть спец материалы от абразивного износа, есть от кислоты и т.д. В каждом случае покрытие подбирается индивидуально и универсальных материалов не существует - какой-то материал лучше работает в кислоте, но не такой стойкий к абразивному износу, какой-то наоборот. Т.е. мысль понятна?

Если сравнивать, например, металл с желе, то металл явно легче относится к абразивному износу, в то же время желе может вообще не реагировать на кислоту, которая металл разъест за пару часов. Надо брать равнозначные материалы для сравнения.

 

Толщина покрытия обычно измеряется и тестируется в лабораторных условиях, а после нанесения покрытие тестируется электрическим током - внутри трубы проскаивает мокрая губка к которой подведен электрод, ну и соотв. другой электрод кидается на тело трубы. Если есть электрический пробой в какой-то точке -раздается вой сирены, мигают лампочки и это значит, что в той точке толщина покрытия меньше чем расчетная. Правметры тока есейсно подбираются предварительно, чтобы не пробивать нормальный слой, но пробивать слой с меньшей толщиной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рынок покрытий с кризисом будет только развиваться или же потребители займут выжидательную позицию? Насколько знаю, только ТНК - BP забило это себе в регламенты...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы предлагаем трубу с внутренним стеклоэмалевым покрытием. Коротко свойства: снаружи - металл, внутри - стекло.

Все среды, которые выдерживает стекло можно транспортировать и хранить. Механическая прочность сцепления покрытия с основанием выдерживает 80% упругих деформаций стальной трубы. Это значит, что покрытие будет работать в трубе, пока ее не погнешь.

Работают трубы с нашей стеклоэмалью уже 30 лет. Предохраняя от коррозии, избавляя от "заростания", уменьшая потери на гидравлическое сопротиление. При незначительном росте стоимости трубы по равнению с "черной", экономический эффект очень солидный. Наносим внутреннее стеклоэмалевое покрытие практически на все виды стальных труб.

С удовольствием отвечу на все вопросы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте все.

PAV, Chabanov, к Вам два вопроса:

1. Какие трубы? Можно ли покрывать электросварные с внутренним гратом? Качество покрытияв этом случае?

2. Когда можно наносить покрытие? Например, при прокладке трассы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Temerso: Ощущение, что кризис скажется в худшую сторону на инспекции, ибо инспекция относится к сервису, да еще в нашей стране и к необязательному. До сих пор, даже крупные компании, типа ТНК и Лукойла пользуются услугами российских отсталых (скажем так мягко) компаний по контролю. Когда считают деньги расуждают так - мы не будем делать контроль - Почему? - дорого - а что делать будете?-новую трубу лучше купим. Занавес.

Кстати ТНК в регламенты занесло, даже свой стандарт (на базе API) выпустили и формально следуют. Но, например, в случае с Верхнечонским месторождением пользуются услугами местной инспекционной компании, где контроль - это просто бумажка (дешевле).

Алиса: Труба должна быть подготовлена к покрытию. При покрытии, каждая труба проходит отжиг и дробеструйную обработку. Если внутренняя поверхность трубы сильно плоха, то надо понимать, что покрытие, при своей толщине до 400 мкм просто не ляжет. Покрытие наносится на заводе (не в поле). Наши специалисты с 70 летним стажем пришли к выводу, что покрытие должно спекаться в печах для получения необходимого результата и качества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте все.
PAV, Chabanov, к Вам два вопроса:
1. Какие трубы? Можно ли покрывать электросварные с внутренним гратом? Качество покрытияв этом случае?
2. Когда можно наносить покрытие? Например, при прокладке трассы?

Мы наносим стеклоэмалевое покрытие на внутреннюю поверхность стальных труб. Это практически все марки сталей. Были случаи, когда на НКТ китайского производства приходилось подстраивать технологию по причине не стабильности химсостава материала трубы. Это связано с тем, что наша стеклоэмаль на только "покрывает" внутреннюю поверхность стальной трубы, но и вступает с нею в химическую реакцию. Создается высокая степень соединения двух сред, обеспечивающая длительный срок эксплуатации, в том числе при перепаде температур.
За счет такой характеристики разработанной нами стеклоэмали как концевой угол смачивания (38 градусов) мы обеспечиваем покрытие и внутреннего гарта при условии, что труба сделана по ГОСТу и гарт обработан. Есть производители, которые не обрабатывают гарт после сварки, гарт остается острым. К таким производителям мы предъявляем требования изготавливать трубу в соответствии с норматичными документами, или меняем поставщиков.
Сейчас мы постоянно наносим эмалированное покрытие на трубы наружным диаметром до 325 мм включительно и длиной без ограничений. При крупных заказах имеем возможность работать с диаметрами до 3000 мм.
Покрытие на внутреннюю поверхность стальной трубы наносится только в заводских условиях. Для защиты внутренней поверхности сварного шва разработана и поставляется специальная паста, которая обеспечивает защиту сварного шва обновременно со сваркой (электро- или газосваркой не имеет значение). В полевых условиях возможен только ремонт отдельных участков стеклоэмалевого покрытия при условии, что основное покрытие выполнено нашей эмалью.
Стеклоэмалевое покрытие очень прочное, в процессе транспортировки труб практически на повреждается пока не деформирована сама труба. Монтаж предварительно покрытой трубы значительно ускорит сроки выполнения работ и качество магистралей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько слов о ремонте покрытий. Эмалированные аппараты очень трудно ремонтировать вообще.. а как быть с трубами?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько слов о ремонте покрытий? Эмалированные аппараты очень трудно ремонтировать вообще.. а как быть с трубами?

Мы производим ремонт стеклоэмалевого покрытия ранее нанесенного нашей эмалью. Наша стеклоэмаль является безгрунтовой: стеклоэмаль наносится непосредственно на стальную поверхность, без грунта. Основнаяя масса ранее разработанных эмалей является грунтовыми: ранее на металл наносится промежуточный слой - грунт, а затем на грунт слой эмали. Это делает ремонт отдельных участков практически невозможным.

Для ремонта необходим доступ к поврежденному участку со стороны покрытия; зачиска участков со сколами, если такие имеются; нанесение шликера (состава который после запекания образует непосредственно стеклоэмалевое покрытие); локальный обжиг с обратной стороны стальной поверхности, обеспечивается газосваркой.

Естественно, что не каждое повреждение стеклоэмали возможно отремонтировать, иногда приходится вырезать заменять поврежденный участок трубы на новый с гарантированной защитой внутренней поверхности сварного шва в процессе сварки.

Сама технология разработана для ремонта механических повреждений стеклоэмалевого покрытия эмальаппаратов, но пригодна и для ремонта трубопроводов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Со своей стороны, в качестве обсуждения, могу сказать, что Татнефть пользовала эмали еще в 70х годах, вбухали кучу денег, правильные люди получили Ленинские премии, порадовались и тихой сапой такую трубу повыбрасывали ибо толку с нее не было вообще. Сейчас приличный процент скважин - наклонно-направленные, в этих условиях возникают большие сомнения в использовании эмалированной бурилки - изгибы, нагрузки серьезные. Если говорим про трубопровод - тут попроще, но тоже проблемы есть. Не говорю про современную эмаль, может там новые технологии, но по предыдущему опыту - отзывы выше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Внутреннее покрытие Copon активно используется в Шереметьево для транспортировки керосина. Используется обычная чернуха труба, а свойства по чистоте керосина и скорости прокачки появляются как у нержавейки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Внутреннее покрытие Copon активно используется в Шереметьево для транспортировки керосина. Используется обычная чернуха труба, а свойства по чистоте керосина и скорости прокачки появляются как у нержавейки.

Copon производит разные покрытия, в т.ч. и для трубопроводов светлых нефтепродуктов и авиационного топлива.

В Челябинске организовывали производство для нанесения покрытия на трубы большого диаметра. Насколько мне известно, сейчас оно не работает. Требует высокой культура производства для гарантии качества.

В настоящий момент в аэропорту АНТК Антонова, под Киевом, с начала 2000 гг. эксплуатируются трубопроводы авиационного топлива с внутренним эмалированным покрытием нашего производства. Система собрана из черной трубы с внутренним стеклоэмалевым покрытием с защитой внутренней поверхности сварного шва в процессе сварки.

Стоимость ситемы с эмалированными трубами была дешевле в 4 раза по сравнению с нержавейкой. Применена эмалированная труба Ф159, Ф273, Ф325 мм. и эмалированные тройники и отводы. Это позволило обеспечить внутренне покрытие стеклоэмалью всей магистрали: от емкости до раздачи.

Система транспортировки топлива сертифицирована международными контролирующими организациями, по этим же трубам подается топливо для заправки иностранных самолетов в аэропроту Борисполь.

Имеем положительные отзывы эксплуатирующей организации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фирма «Нортэкс» (Санкт-Петербург) является официальным дилером компании CPTDC, которая еще в 1993 году импортировала линию нанесения внутреннего покрытия стальных труб у американской компании ICO Co. Линия используется для нанесения покрытия для бурильных труб, НКТ, обсадных труб... Срок службы труб с защитным покрытием увеличивается в два раза по сравнению со сроком службы труб без защитного покрытия. Энергоемкость бурения сокращается на 10-25%. Обсадные трубы и НКТ с защитным покрытием отличаются стойкостью к коррозии и воздействию парафинов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фирма «Нортэкс» (Санкт-Петербург) является официальным дилером компании CPTDC, которая еще в 1993 году импортировала линию нанесения внутреннего покрытия стальных труб у американской компании ICO Co. Линия используется для нанесения покрытия для бурильных труб, НКТ, обсадных труб... Срок службы труб с защитным покрытием увеличивается в два раза по сравнению со сроком службы труб без защитного покрытия. Энергоемкость бурения сокращается на 10-25%. Обсадные трубы и НКТ с защитным покрытием отличаются стойкостью к коррозии и воздействию парафинов.

Речь идет о полимерном покрытии или каком-то другом? Можно подробнее?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Copon производит разные покрытия, в т.ч. и для трубопроводов светлых нефтепродуктов и авиационного топлива.

В Челябинске организовывали производство для нанесения покрытия на трубы большого диаметра. Насколько мне известно, сейчас оно не работает. Требует высокой культура производства для гарантии качества.

В настоящий момент в аэропорту АНТК Антонова, под Киевом, с начала 2000 гг. эксплуатируются трубопроводы авиационного топлива с внутренним эмалированным покрытием нашего производства. Система собрана из черной трубы с внутренним стеклоэмалевым покрытием с защитой внутренней поверхности сварного шва в процессе сварки.

Стоимость ситемы с эмалированными трубами была дешевле в 4 раза по сравнению с нержавейкой. Применена эмалированная труба Ф159, Ф273, Ф325 мм. и эмалированные тройники и отводы. Это позволило обеспечить внутренне покрытие стеклоэмалью всей магистрали: от емкости до раздачи.

Система транспортировки топлива сертифицирована международными контролирующими организациями, по этим же трубам подается топливо для заправки иностранных самолетов в аэропроту Борисполь.

Имеем положительные отзывы эксплуатирующей организации.

Насколько я знаю марка Copon уже не сущестует, они то ли слились то ли поглотились компанией 3M и соответственно линейку продуктов перекроили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте! Поделитесь пожалуйста опытом эксплуатации НКТ с антикоррозийным покрытием. Или подскажите наиболее подходящие покрытие для Нижневартовского района (ХМАО)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полярное Сияние вовсю пользует. TK-505, TK-216 вам подойдет, там у вас вроде ничего супер страшного нет.

В идеале с менеджером по покрытиям свяжитесь, через недельку где-нибудь (в командировке он), он вам все подробно расскажет. +7-495-9358631

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите, кто в России использует НКТ с внутренним антикоррозионным покрытием или какие фирмы в настоящий момент наносят такие покрытия?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите, кто в России использует НКТ с внутренним антикоррозионным покрытием или какие фирмы в настоящий момент наносят такие покрытия?

ЛУКОЙЛ, Роснефть

По прошлому году ЛУКОЙЛ-Коми заказывали 120 тн эмНКТ, РН-Северная нефть что-то около 400 тн. НМНГ, насколько мне известно, такую трубу имеют, но в скважину так и не спустили.

В Лукойле, пожалуй, наиболее хорошая статистика по эмНКТ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите, кто в России использует НКТ с внутренним антикоррозионным покрытием или какие фирмы в настоящий момент наносят такие покрытия?

С 2004 г. наша компания Maxtube Limited, являясь лицензиатом американской Duoline Technologies, поставляет НКТ с установленными в них полимерными вкладышами DUOLINE 20, изготовляемых из армированной стекловолокном эпоксидной смолы (Glass Reinforced Epoxy - GRE) с применением особых смолистых веществ, прошедших термообработку при высокой температуре (см. брошюру в приложении).

Если же говорить о российских компаниях, то два предприятия "ЛУКОЙЛ Оверсиз" в Казахстане, а именно СП "Арман" и ТОО "Каракудукмунай" используют данную технологию в добывающих и нагнетательных скважинах для защиты НКТ от коррозии.

Данной технологии было также найдено применение в морской нефтедобыче на континентальных шельфах Азербайджана (ВР) и Туркменистана (Petronas).

В глобальном аспекте, многие западные (ExxonMobil, Chevron, BP, Shell, Statoil и др.), ближневосточные (Saudi Aramco, Kuwait Oil Company, Petroleum Development Oman) и азиатские (Petronas) компании достаточно давно используют DUOLINE 20 на своих месторождениях по всему миру.

Буду рад ответить на все интересующие вопросы.

DUOLINE-20_Russian.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С 2004 г. наша компания Maxtube Limited, являясь лицензиатом американской Duoline Technologies, поставляет НКТ с установленными в них полимерными вкладышами DUOLINE 20, изготовляемых из армированной стекловолокном эпоксидной смолы (Glass Reinforced Epoxy - GRE) с применением особых смолистых веществ, прошедших термообработку при высокой температуре (см. брошюру в приложении).

Если же говорить о российских компаниях, то два предприятия "ЛУКОЙЛ Оверсиз" в Казахстане, а именно СП "Арман" и ТОО "Каракудукмунай" используют данную технологию в добывающих и нагнетательных скважинах для защиты НКТ от коррозии.

Данной технологии было также найдено применение в морской нефтедобыче на континентальных шельфах Азербайджана (ВР) и Туркменистана (Petronas).

В глобальном аспекте, многие западные (ExxonMobil, Chevron, BP, Shell, Statoil и др.), ближневосточные (Saudi Aramco, Kuwait Oil Company, Petroleum Development Oman) и азиатские (Petronas) компании достаточно давно используют DUOLINE 20 на своих месторождениях по всему миру.

Буду рад ответить на все интересующие вопросы.

Интересная технология!

Скажите, пожалуйста, покрываются только трубы НКТ и линейные или также и обсадка?

В каталоге приведено фото трубопровода и сказано, что применяется новаторская система Welshield - но далее в каталоге ни слова (и на сайте не нашёл). Как-то скромно. :) А ведь методы защиты сварных стыков изолированных труб - это очень интересно.

Насколько я понял, грунтовка представляет собой эпоксидный состав. При нагреве происходит взаимоспекание грунта со стальной трубой и стекловолоконным вкладышем, верно? А при какой температуре?

Трубы можно использовать б/у. То есть качество поверхности никак не сказывается на адгезии? Как же происходит подготовка поверхности для нанесения покрытия?

Ну и сразу же следом вопрос: какова величина адгезии (если есть разница для новых и б/у труб, приведите, пожалуйста)?

И вообще технических характеристик мало указано. Хотелось бы знать, например, температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР), твёрдость по Моосу, сцепляемость АСПО с покрытием.

Если есть такая информация, то сколько служит покрытие, прежде чем происходит его разрушение (не помню, как точно называется, но смысл в том, что покрытие "схлопывается", забивает лифт НКТ и полностью выводит из строя трубу, требуя подъёма всей подвески)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Имея небольшую статистику труб с внутренними антикоррозионными покрытиями, могу сказать, что выбор материала для НКТ одна из наиболее сложных задач.

В нашей практики встречались трубы с внутренними покрытиями наработка которых ~ 100 суток (что не превышает среднюю наработку на данных скважинах).

Механизмы коррозионного разрушения труб с антикоррозионной защитой и черных труб различны, при этом при наличии локальных дефектов покрытия, разрушение трубы происходит значительно быстрее.

Для силикатных эмалей важным фактором является диэлектрическая сплошность (отсутствие пор), а многие производители не могу обеспечить выполнение данного условия (хотя в ТУ оно заложено, и на заводах должно проверятся).

Моделирование коррозионных воздействий на трубы со сквозными порами приводит к негативным результатам (разрушение эмали и образование продуктов коррозии под ней).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не нужно пользоваться кустарщиной и трубы будут жить долго. Есть мировые лидеры на рынке покрытий, обращайтесь к ним. Да, дороже, чем кисточкой покрасить, но и результат другой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас