Владимир Боровяк

Губительный маневр. Для АЗС тоже

Recommended Posts

3 июля 2018 г. Госдума в 1м чтении приняла законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, предполагающий с 1 января 2019 г. постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть до 0% (с нынешних 30%) от цены нефти в течение 6 лет.

По расчетам Минфина, с завершением налогового маневра доходы федерального бюджета уже в 2021 г вырастут на сумму порядка 300 млрд руб., в частности, за счет увеличения суммы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Конечно, для крупнейших нефтегазодобывающих компаний, поддерживаемых федеральным правительством и имеющих собственные добывающие активы (а нефтепереработка является в большей степени лишь частью их бизнеса), налоговый маневр ‒ не трагедия. Тем более что Роснефть, Газпром нефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и ННК, согласно законопроекту, имеют право на возвратный акциз без учета квот на поставки бензинов на внутренний рынок. А вот независимым НПЗ завершение маневра исподволь грозит банкротством.

И не только им. Так, недавний резкий рост цен на бензин сразу привел к закрытию части независимых заправочных станций, поскольку клиентам стало выгоднее запитываться на заправках крупных нефтяных компаний, способных удерживать более низкие цены. Из-за сокращения числа независимых НПЗ ситуация непременно ухудшится, что в свою очередь приведет к дальнейшему снижению маржи независимых АЗС и прекращению их работы.

В течение длительного времени рынок действует в условиях диспаритета оптовых и розничных цен  на автомоторное топливо. Что наиболее   отрицательно сказывается на бизнесе независимых АЗС, которые вынуждены получать топливо по ценам, близким к розничным,  и работать без прибыли. Многие из этих АЗС приходят в убыточное состояние. В ряде регионов началось закрытие независимых заправок.

Правительство Российской Федерации в целях сдерживания роста цен на топливо в июне 2018г. заключило соглашение с крупнейшими вертикально интегрированными компаниями о заморозке розничных цен, что вызвало лишь ухудшение положения независимых АЗС, реализующих до 40% объёма розничного рынка топлива.

Ещё более обострившийся диспаритет оптовых и розничных цен по факту  делает нецелесообразной работу большей  части независимых АЗС. В складывающихся экономических условиях большинство компаний-операторов независимых заправочных станций будут иметь запас прочности бизнеса  на один-два месяца. Бизнес независимых сетей, которым всё-таки удастся выжить в условиях жесткого ценового диспаритета, окажется под ещё более жёстким прессом в результате предлагаемого Минфином налогового маневрирования. Даже предполагаемое снижение акцизов не позволит исправить ситуацию.

Меры, предпринимаемые правительством, приведут к повышению привлекательности экспортной альтернативы для ВИНК и спровоцируют новый скачок оптовых цен на внутреннем рынке. При этом правительство ставит задачу сдерживания розничных цен по принципу «инфляция минус». В результате воздействия этих факторов может произойти разбалансировка рынка. Следствием чего станет неизбежный уход с него независимых участников, вплоть до полной ликвидации независимого сектора топливной отрасли, что спровоцирует значительный и невосполнимый урон для российской топливной инфраструктуры, дефицит заправочных мощностей для 40% автотранспорта страны, и, в конечном итоге, выразится в стремительном росте розничных цен на топливо.

Представители независимого сектора топливного рынка  оценивают действия регулятора, как входящие в прямое противоречие с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018‒2020 гг., утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618. Национальный план в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определяет обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также развитие малого и среднего предпринимательства. При этом непосредственно в части раздела «Нефть и нефтепродукты» Национального плана развития конкуренции в качестве одного из ожидаемых результатов зафиксировано исключение тарифной дискриминации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас