Радомир Илюшечкин

Допустимая скорость жидкости в трубопроводе

Recommended Posts

Как все известно скорость в трубе лимитируется ее удельным электрически сопротивлением.

Кто сталкивался с СУГ (пропан-бутан)? Скольку удельное электрическое сопротивление у СУГ? Может кто-то выполнял расчет для СУГ по РТМ 6-28-007-78?
Судя по имеющейся у меня информации удельное сопротивление углеводородов уменьшается с уменьшением мол массы:

Керосин - 108-1012
Бензин - 109-1012
Пентан - 1011

Соответственно пропан-бутан должен иметь значение <1011, а значит для него необходимо рассчитывать допустимую скорость.

Буду рад любой информации или примерам расчета (не обязательно СУГ).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если не ошибаюсь, рассчитывать не придётся. Так как она(скорость) регламентирована - не более 1,2 м/с. К сожалению, с ходу не вспомню с каком документе. Скорее всего в бывших 540-х (ныне Приказ №96) либо ВУП СНЭ-87.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не совсем так. Рекомендованные скорости движения жидкостей исходят из экономических соображений. Выбранный диаметр трубопровода и расход транспортируемого вещества необходимо проверять на условие накопления статического электричества, вернее его отсутствие 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не совсем так. Рекомендованные скорости движения жидкостей исходят из экономических соображений. Выбранный диаметр трубопровода и расход транспортируемого вещества необходимо проверять на условие накопления статического электричества, вернее его отсутствие 

Нашел на что сослаться: ВНТП 81-85 "НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ НЕФТИ И ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТОВ ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА", п.7.6., Табл. 4. Речь о "рекомендуемой линейной скорости". Внесены институтом "ВНИПИнефть", утверждены приказом

Миннефтехимпрома. Ну, думаю, это не новость. И как Вы и отметили выше "разработаны с учетом...экономного расходования сырьевых
и энергетических ресурсов", в том числе. Следует ли мне их размещать, при том, что довольно легко найти в сети? Вопрос риторический...Если кому-то нужно, я попробую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А еще точнее, есть несколько источников:

1. Рекомендации по защите резервуаров от статического электричества - там есть таблица зависимости диаметр трубопровода-скорость для разных сред.

2. РД по защите от статического электричества. Но ей не рекомендую, так как есть косяк в формулах.

Точные названия не скажу, просто имею выкопировки из этих источников.

 

Еще были рекомендации по скоростям от советских проектировщиков (практически у всех мостадонтов они были) - эти рекомендации есть у старожилов, чаще всего в рукописном виде. Я себе сделал копию - иногда помогает в работе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, еще есть устройство для нейтрализации статического электричества. Это когда нужно увеличить скорость до значительных размеров.

Вообще очень часто исходят не столько из 1,2 м/с, сколько из экономики транспортировки. 1,2 м/с - эта цифра была придумана с большего для внутриустановочных перекачек и налива продукта. Когда е имеется задача посчитать транспорт в неблизкий свет (километры и более) - то тут встает другой вопрос - это гидравлическое сопротивление. Иногда просто не удается найти насос на такие задачи - тогда просто увеличивают диаметр трубы. Или же наоборот, нельзя проложить трубу нуного диаметра - идут на повышение напора насоса.

Я не принимал во внимание отложения и твердые примеси или вообще гидротранспорт твердого или сыпучего - для этих случаев свои требования.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, еще есть устройство для нейтрализации статического электричества. Это когда нужно увеличить скорость до значительных размеров.

Вообще очень часто исходят не столько из 1,2 м/с, сколько из экономики транспортировки. 1,2 м/с - эта цифра была придумана с большего для внутриустановочных перекачек и налива продукта. Когда е имеется задача посчитать транспорт в неблизкий свет (километры и более) - то тут встает другой вопрос - это гидравлическое сопротивление. Иногда просто не удается найти насос на такие задачи - тогда просто увеличивают диаметр трубы. Или же наоборот, нельзя проложить трубу нуного диаметра - идут на повышение напора насоса.

Я не принимал во внимание отложения и твердые примеси или вообще гидротранспорт твердого или сыпучего - для этих случаев свои требования.

Соглашаюсь, просто, как технолог-проектировщик технологических установок привык к этим цифрам. Расстояния не километры (даже по эстакадам не всегда), а внутри установки и в соседние цеха сопротивление не играет столь значительной роли в энергопотерях. И да, это же наши нормы, тут почти гарантия, что при соблюдении рекомендаций проблем не возникнет (запас-запас).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Максим, на технологических установках при проектировании не так часто (а я бы сказал даже редко!!!) придерживаются правила 1,2 м/с. Нет, их придерживаются, когда трубы до 50-100 мм, но когда более - нет. Причина - получится не установка, а мастадонт. К тому же с тем объемом защиты от статики, который реализован на технологических установках (заземление на трубах, емкостях, теплообменниках и др.) - это не так принципиально. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Максим, на технологических установках при проектировании не так часто (а я бы сказал даже редко!!!) придерживаются правила 1,2 м/с. Нет, их придерживаются, когда трубы до 50-100 мм, но когда более - нет. Причина - получится не установка, а мастадонт. К тому же с тем объемом защиты от статики, который реализован на технологических установках (заземление на трубах, емкостях, теплообменниках и др.) - это не так принципиально. 

Замечу лишь, что Статус документа - действующий, Дата актуализации текста - 2008-10-01.

 

"1.6. "Нормы" являются руководящим документом, обязательным

для всех организаций, осуществляющих проектирование
комбинированных и индивидуальных технологических установок
предприятий по переработке нефти и производству продуктов
органического синтеза.
1.7. Всякое отступление от настоящих "Норм" должно быть
согласовано с инстанцией, утверждающей проект."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть, как вы поняли, проектировщик сам в праве выбрать нужную ему скорость, но обосновав свои решения и в случае потребности - подтвердить их правильность контролирующим органам

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть, как вы поняли, проектировщик сам в праве выбрать нужную ему скорость, но обосновав свои решения и в случае потребности - подтвердить их правильность контролирующим органам

То есть я понимаю, что при расхождении моих скоростей со скоростями приведёнными в действующих "Нормах технологического проектирования...", я должен КАЖДЫЙ случай надзорным органам обосновать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не должен, а обязан ))).

Вы же проектировщик, и знаете, что вы должны только одно: принимать правильные решения. Эти решения должны быть приняты на основе существующих норм и правил и вы должны ими же руководствоваться, принимая эти решения. Любые отступления - на вашей совести. За 8 лет работы в проектном институте у меня всего лишь раз! потребовали обосновать используемые диаметры трубопроводов, и я их без проблем обосновал.
Если вам вопросов не задают - вы никому ничего не должны ни показывать, не обосновывать. НО. Вы должны иметь ввиду, что вы, и курирующий вашу работу вышестоящий инженер/руководитель несете ответственность за принятые вами решения. И если вдруг, случается ЧП (не дай Бог) - первым образом на отступления от правил и обращается внимание.

Так что, как не раз отмечал Александр Юрьевич, все правила написаны кровью. От себя добавлю, что есть еще правила, которые написаны с расчетом на дурака (а сейчас это тоже не менее актуально) и для запаса и перестраховки. Есть еще, написанные учеными мужами, ничего не смыслящими в процессах (я не подвожу всех под одну гребенку - я не раз встречал умнейших людей-ученых-нефтепереработчиков и нефтехимиков, но к сожалению, правил они мало пишут). Исключайте последние два варианта - и все будет хорошо. Чтобы их исключить - тут нужна практика и опыт, а также люди, у которых это можно подчерпнуть и/или литература, где про это можно узнать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас