Эльдар Шарипов

Центробежные насосы

Recommended Posts

В 25.12.2017 в 21:35, Артем Воловиков сказал:

Как считаете, насколько практически адекватны данные результаты? 

Нормально ответить не возможно. Ниже будет растекание мыслью по клавиатуре, но я хз как ответить на этот вопрос коротко и ёмко.

1. NPSHR

Чего Вы пытаетесь сейчас добиться? Какая цель? Вы пытаетесь избежать кавитации. Как избежать кавитации? Добиться, чтобы NHSPR был меньше NPSHA. Откуда берётся цифра NPSHR? На примере NPSH3. Это такое давление на всасе насоса (выраженное в метрах столба перекачиваемой жидкости), при котором падение напора больше 3%. Это значит, что формально кавитация происходит и при NPSH2, NPSH1. Это плохо? Хз. Производитель не проверят на стенде кавитационный износ кончиков лопаток рабочего колеса и не измеряет на сколько уменьшился пробег подшипников и торцевого уплотнения. Производитель выполняет только ходовые испытания и снимает динамические характеристики (напор, подача, NPSHR (3 или 5), КПД). Эксплуатационные характеристики величина субъективная и зачастую неизвестная. Т.е. насос будет кавитировать при NPSH1, NPSH2 NPSH3, NPSH5 и хорошо это или плохо (и следовательно решение о дополнительных дорогостоящих компенсирующих технических мероприятиях) зависит только от Вас.

Сейчас Вы столкнулись с проблемой, что NPSHA < NPSHR. ОК. Это проблема? Вы можете сформулировать в чём сейчас проблема? Насос будет кавитировать. ОК, кавитация это проблема. Если NPSHA > NPSHR насос будет кавитировать? Конечно будет. Чтобы насос совсем не кавитировал нужно, чтобы NPSHA было больше NPSH1. Какая величина NPSH1? Хз. Скорее всего даже производитель её не знает.

Если NPSHA > NPSHR, то насос кавитирует. Это проблема? Насколько кавитация ухудшает эксплуатационные характеристики насоса? Хз. И ответа на этот вопрос никто не знает. А учитывая погрешность измерения NPSHR никто и не ответит на этот вопрос объективно. Потому что, чтобы выяснить реальный NPSHR необходимо, несколько лет крутить тестовую группу насосов на перекачиваемой жидкости (не на холодной воде, в которой хз сколько воздуха!) и потом мерить износ рабочего колеса, подшипников и торца.

2. Пузырьки

Кавитация происходит из-за пузырьков. Ок. NPSHA нужен, чтобы не образовывались пузырьки. Ок. А пузырьки всегда есть в насосе или только когда NPSHA < NPSHR? Пузырьки есть всегда. Даже если NPSHA в 10 раз больше NPSHR пузырьки в насосе есть всегда. В сепараторе V-2 жидкая фаза отделяется от газовой. Насколько эффективно? Сколько КПД сепаратора по газовой фазе и по жидкой? На самом деле немного пузырьков захватывается воронкой и уносится в насос. Чаще всего это маленькие пузырьки, всплытию которых препятствуют силы межмолекулярного взаимодействия. Они выглядят как пена.

Это пузырьки проблема? Зависит от множества факторов:

- если их немного и они поступают равномерно, то они не (заметно) влияют на работу насоса

- если их немного и они поступают неравномерно (скапливаются в газовом кармане, вырастают в большой пузырь, а потом прорываются в рабочее колесо), то они вызывают кратковременную кавитацию со всеми вытекающими. Именно поэтому так важно соблюдать простые правила конфигурации приёмного трубопровода.

- если их много и они поступают равномерно, то кавитация будет со всеми вытекающими. Именно поэтому важно соблюдать простые правила затопления выводного штуцера.

На стенде производитель условно выясняет, когда образующиеся пузырьки становятся проблемой, условно ориентируясь на условные динамические (не эксплуатационные!) характеристики. Влияние унесённых пузырьков обычно игнорируют.

3. NPSHA

Когда производитель говорит про NPSHA на самом деле он говорит про running NPSHA. Ещё есть starting NPSHA. Когда насос запускается жидкость внутри насоса и приёмного трубопровода неподвижна. Кинетическая энергия равна 0. Чтобы жидкость в приёмном трубопроводе пришла в движение нужно придать ей кинетическую энергию. Откуда взять кинетическую энергию? Только из статической энергии (статического давления). Если по расчётам NPSHA = NPSHR, то на самом деле при пуске жидкости NPSHA < NPSHR, т.к. часть NPSHA потратится на разгон жидкости, а сама жидкость в приёмном трубопроводе закипит.

Как рядовой участник форума Вы не пишете способ пуска (на открытую/закрытую задвижку), а эта характеристика важна. Если оператор при пуске насоса халтурит и пускает насос на открытую задвижку (ну покавитирует и перестанет, не оператор же будет менять подшипники и покупать колесо) или после пуска быстро на полную открывает задвижку, то насос кавитирует. Такая же болезнь и при резком изменении скорости жидкости в приёмном трубопроводе при отработке автоматики.

4. NPSH margin

Чтобы компенсировать все эти недостатки умные люди собрались вместе и написали ANSI/HI 9.6.1. Ссылку я давал выше. Фактически в совке аналог ANSI/HI 9.6.1 существовал всегда. В виде коэффициентов запаса в ГОСТ 6134-87. В виде коэффициентов запаса в 001.10РЭ (см. п. 1.2). В виде коэффициентов запаса в Каталоге ВНИИнефтемаша (см. п. "кавитационный запас").

P.S.

1. Я понимаю, что не ответил на Ваш вопрос. Но Вы просили оценить результат. Я оценил на сколько смог. Слишком субъективны критерии оценки, поэтому я не представляю как адекватно оценить и внятно ответить на Ваш вопрос. Если у Вас всё ещё остались вопросы пожалуйста постарайтесь сформулировать вопрос(ы) более предметно.

2. Информация не в тему, но может быть покажется полезным обсуждение здесь, здесь и здесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.