Гарри Манджиев

Основные характеристики базового минерального масла?

Recommended Posts

Уважаемые форумчане!

Просьба поделиться: 1. На каких НПЗ в РФ работают установки депарафинизации рафината масел и их производительность по году? 2. Основные характеристики рафината масел (цветность, плотность, температура помутнения и застывания и т.п.) направляемых на депарафинизацию? 3. Какова температура рафината масел перед входом в установку депарафинизации? 4. Будет ли представлять интерес - увеличение выхода базового минерального масла, за счет снижения твердых парафинов, и возможно снижение энергоемкости установки депарафинизации? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте, Гарри!

У Вас новый глобальный проект? Правильно ли я Вас понял, что Вы до установки депарафинизации предлагаете организовать  изомеризацию высокоплавких парафинов? На депарафинизацию рафинат отправляют, не базовое масло, правда иногда разделенные продукты гидрокрекинга.

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Альберт Григорьев сказал:

Здравствуйте, Гарри!

У Вас новый глобальный проект? Правильно ли я Вас понял, что Вы до установки депарафинизации предлагаете организовать  изомеризацию высокоплавких парафинов? На депарафинизацию рафинат отправляют, не базовое масло, правда иногда разделенные продукты гидрокрекинга.

Никакой речи об "изомеризации парафинов" не идет. Да, вы правы, откорректирую текст, мне необходимы характеристики рафината (цветность, плотность, температура помутнения и застывания и т.п.) направляемого на депарафинизацию. Есть идея, не глобальная)), но опробованная на базовых маслах, есть желание проверить работоспособность на рафинате, в увеличении выхода базового минерального масла, за счет снижения образования твердых парафинов, при депарафинизации. Возможно, будет снижение энергоемкости установки депарафинизации.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Т.е. парафины должны аннигилировать по "щучьему велению"?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 часов назад, Гарри Манджиев сказал:

Никакой речи об "изомеризации парафинов" не идет. Да, вы правы, откорректирую текст, мне необходимы характеристики рафината (цветность, плотность, температура помутнения и застывания и т.п.) направляемого на депарафинизацию. Есть идея, не глобальная)), но опробованная на базовых маслах, есть желание проверить работоспособность на рафинате, в увеличении выхода базового минерального масла, за счет снижения образования твердых парафинов, при депарафинизации. Возможно, будет снижение энергоемкости установки депарафинизации.

Гарри,  большинство из  запрашиваемых  показателей  качества рафинатов зависит  от  исходной  нефти.  Рафинаты  одного  и  того же  назначения(для  базовых  масел) могут  сильно  отличаться.  Посему  смело можете использовать  литературные  данные.  А  идеей  можете  поделиться?  Может  мы  ее  сразу и  убьем...:smile:

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Юрий Морошкин сказал:

Гарри,  большинство из  запрашиваемых  показателей  качества рафинатов зависит  от  исходной  нефти.  Рафинаты  одного  и  того же  назначения(для  базовых  масел) могут  сильно  отличаться.  Посему  смело можете использовать  литературные  данные.  А  идеей  можете  поделиться?  Может  мы  ее  сразу и  убьем...:smile:

Респект Юрий! Я ее сам хочу проверить, и если будет толк, обязательно поделюсь. Никакой "анигиляции".))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну раз зашла речь о депарафинизации... Не можете подсказать какова макс. температура застывания базовых масел, на которые  бывает спрос.

Это к вопросу, который меня раньше интересовал о пропановой депарафинизации, в литературе сообщалось, что он подходит для тяжелых масел, но  относительно низких температур застывания этим способом трудно достигнуть, хотя этот процесс и дешевле чем классический. основанный на смеси толуол-МЭК

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 час назад, Альберт Григорьев сказал:

Это к вопросу, который меня раньше интересовал о пропановой депарафинизации, в литературе сообщалось, что он подходит для тяжелых масел, но  относительно низких температур застывания этим способом трудно достигнуть, хотя этот процесс и дешевле чем классический. основанный на смеси толуол-МЭК

А  что  Вы   относите  к  "пропановой депарафинизации"?  Обычно пропан -  это  хладоагент,  наряду  с  аммиаком  в  классической  депарафинизации  масел. Для  низкотемпературной  депарафинизации  используется  второй  контур на  этилене...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это один из способов депарафинизации, а не создания холода. Т.е. растворитель - жидкий пропан.

Правда под давлением фильтрация проходит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чета я сомневаюсь, что получится с пропаном дать толку. Растворитель в парафинке - это не только растворитель масла, но и еще обладающий определенными свойствами. 

Пропан бы, конечно, было бы супер на регенерации. Да и охлаждение проще - просто испарение.

Вот только вопрос. Пропан - неполярный растворитель, а как известно, полярный расворитель нужен для снижения растворимости, то есть использование неполярного требует очень низкой температуры

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Алексей Панкин сказал:

Чета я сомневаюсь, что получится с пропаном дать толку. Растворитель в парафинке - это не только растворитель масла, но и еще обладающий определенными свойствами. 

Пропан бы, конечно, было бы супер на регенерации. Да и охлаждение проще - просто испарение.

Вот только вопрос. Пропан - неполярный растворитель, а как известно, полярный расворитель нужен для снижения растворимости, то есть использование неполярного требует очень низкой температуры

Ну, лицензиар ведь несет ответчственность...

Помните, была оживленность о перспективах метил-изобутил-кетона как единого растворителя и антисолвента.   

Share this post


Link to post
Share on other sites
39 минут назад, Альберт Григорьев сказал:

Ну, лицензиар ведь несет ответчственность...

Помните, была оживленность о перспективах метил-изобутил-кетона как единого растворителя и антисолвента.   

Так он и сейчас  был бы неплох. Практически нулевой температурный градиент. Дорогой только и мало производят. Может поэтому и дорогой. Однако технология пошла по пути гидрокрекинга с каталитической депарафинизацией. Для сольвентной остались только брайтстоки...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, вот поэтому и вопрос про пропановую депарафинизацию... именно для брайтстока, как заявлялось в литературе, проявляется преимущество

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 часов назад, Альберт Григорьев сказал:

Да, вот поэтому и вопрос про пропановую депарафинизацию... именно для брайтстока, как заявлялось в литературе, проявляется преимущество

 

 

Альберт, так я же написал - пропан - слишком большой температурный градиент выходит

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алексей, это Ваше мнение или у Вас какие - либо данные имеются? 

Давно искал информацию о работающей пропановой установке депарафинизации. Evonik не просто указывает полезность своих добавок, возможно, что процесс не так безнадежен, особенно для остаточных масел и в условиях дороговизны и необходимости импорта кетонов.

VISCOPLEX® dewaxing aids optimize solvent dewaxing refining processes. The addition of Evonik's product will influence the growth and shape of the paraffin crystals, resulting in faster and more complete oil/wax separation. VISCOPLEX® dewaxing aids are broadly applicable in solvent dewaxing processes (ketone and propane) with a full range of differing lube oil viscosity classes — especially within the highly valued bright stocks.

 

Кроме  температурного градиента есть и другие аспекты, например,  доступность и дешевизна. Что важнее,  температурный градиент или скорость фильтрации? Согласитесь, что трудно дать однозначный ответ без расчетов.

 

У процесса , основанного на растворителях метиленхлорид - дихлорэтан, все отлично с градиентом и структурой кристаллов, т.е со скоростью фильтрации, содержанием масла в гаче, но доминируют по прежнему  растворители толуол-МЭК  

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Альберт, проблема думаю не в этом. При большом избытке мощностей классической сольвентной депарафинизации сомнительно,  что кто-то решит вводить новые мощности, например, на пропане.  Даже при снижении затрат на производство...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Все верно, полностью согласен. 

Хотел узнать требуемые  температуры застывания тяжелых масел, ну и поддержать Гарри, а то он сник как-то...

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Альберт Григорьев сказал:

Все верно, полностью согласен. 

Хотел узнать требуемые  температуры застывания тяжелых масел, ну и поддержать Гарри, а то он сник как-то...

Если говорить о типичных компонентах с вязкостью при 100 град.С 20-25 сст, то летом -10,  зимой -15...

Он не сник,  обдумывает решения по своей идее...:smile: 

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 часов назад, Альберт Григорьев сказал:

Алексей, это Ваше мнение или у Вас какие - либо данные имеются? 

Давно искал информацию о работающей пропановой установке депарафинизации. Evonik не просто указывает полезность своих добавок, возможно, что процесс не так безнадежен, особенно для остаточных масел и в условиях дороговизны и необходимости импорта кетонов.

VISCOPLEX® dewaxing aids optimize solvent dewaxing refining processes. The addition of Evonik's product will influence the growth and shape of the paraffin crystals, resulting in faster and more complete oil/wax separation. VISCOPLEX® dewaxing aids are broadly applicable in solvent dewaxing processes (ketone and propane) with a full range of differing lube oil viscosity classes — especially within the highly valued bright stocks.

 

Кроме  температурного градиента есть и другие аспекты, например,  доступность и дешевизна. Что важнее,  температурный градиент или скорость фильтрации? Согласитесь, что трудно дать однозначный ответ без расчетов.

 

У процесса , основанного на растворителях метиленхлорид - дихлорэтан, все отлично с градиентом и структурой кристаллов, т.е со скоростью фильтрации, содержанием масла в гаче, но доминируют по прежнему  растворители толуол-МЭК  

 

Мнение по градиенту - не мое. Да и в целом я не масленщик - так, мимо проходил.)) В любой, в целом, литературе по маслам это найдете как для неполярного растворителя.

теперь что касается стоимости. Самое дорогим процессом в операционных затратах всегда был холод. Особенно холод, ниже 40, который еще можно создать 1-м каскадом с доступными хладагентами. Ниже - уже сложнее. И если мы можем решить вопрос по сольвентной депарафинизации на более сложных растворителях на одним циклом - это будет по энергетике в раза полтора интереснее, например, если нам надо применить холод ниже 40.

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 минуты назад, Алексей Панкин сказал:

Мнение по градиенту - не мое. Да и в целом я не масленщик - так, мимо проходил.)) В любой, в целом, литературе по маслам это найдете как для неполярного растворителя.

теперь что касается стоимости. Самое дорогим процессом в операционных затратах всегда был холод. Особенно холод, ниже 40, который еще можно создать 1-м каскадом с доступными хладагентами. Ниже - уже сложнее. И если мы можем решить вопрос по сольвентной депарафинизации на более сложных растворителях на одним циклом - это будет по энергетике в раза полтора интереснее, например, если нам надо применить холод ниже 40.

Алексей, ниже  -40  это  очень  ограниченная  категория  базовых  масел  первой  группы.  Для  брайтстоков  вообще  не  характерно

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, Алексей Панкин сказал:

Мнение по градиенту - не мое. Да и в целом я не масленщик - так, мимо проходил.)) В любой, в целом, литературе по маслам это найдете как для неполярного растворителя.

теперь что касается стоимости. Самое дорогим процессом в операционных затратах всегда был холод. Особенно холод, ниже 40, который еще можно создать 1-м каскадом с доступными хладагентами. Ниже - уже сложнее. И если мы можем решить вопрос по сольвентной депарафинизации на более сложных растворителях на одним циклом - это будет по энергетике в раза полтора интереснее, например, если нам надо применить холод ниже 40.

А если ограничиться температурой -18 градусов (смотрите требования по остаточным, которые сообщил Юрий?)

Если холодильный компрессор винтовой, то это будет скорее одна ступень сжатия (как и -43 для аммиачных винтовых холодильных машин).  

Минус в пропановом процессе - фильтрация под давлением, не знал что автоматический фильтр может так.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Альберт Григорьев сказал:

А если ограничиться температурой -18 градусов (смотрите требования по остаточным, которые сообщил Юрий?)

Если холодильный компрессор винтовой, то это будет скорее одна ступень сжатия (как и -43 для аммиачных винтовых холодильных машин).  

Минус в пропановом процессе - фильтрация под давлением, не знал что автоматический фильтр может так.

Холодильный компрессор только винтовой (одна ступень) или центробежка, если большая холодильная установка. Температура кипения пропана -42, т.к. испаритель (теплообменник "среда/хладагент") не идеальный то получите -40С. Понятно, что компрессоры - это самая дорогая единица оборудования, но в масштабах установки, на  это, видимо, чихать.

Алексей написал "операционные" затраты, т.е. в первую очередь, энергопотребление холодильных компрессоров.

Примерное правило: если холод -12С, то требуется энергопотребление хол.компрессора - это 60% от мощности испарителя (т.е. мощность испарителя 1 МВт, значит компрессор 600 кВт); если холод -40С, то энергопотребление хол.компрессора примерно 1 к 1 с мощностью испарителя (т.е. если мощность испарителя 1.5 МВт, то компрессор 1.5 МВт).

Отношение сольвента к сырью 1.5 - 8 к 1, судя по всему. Т.е. затраты на захолаживание гигантские. 

 

Теперь у меня вопрос: а как выглядят технологические схемы, которые вы обсуждаете?

Например, попалась такая цитата:

108 Solvent dewaxing ⢠The solvent reduces the viscosity of the oil and facilitate in pumping and filtration. ⢠âThe most ...

Т.е., получается что в идеале, сольвент не растворяет, то что нужно удалить. Он растворяет сырье и не растворяет примеси, а приложение холода, в первую очередь, позволяет примесям образовывать кристаллические структуры, причем в той форме, которая способствует их механическому отделению.  Сольвент еще нужно смешать с сырьем и делается это не при низких температурах, на некоторых схемах сырье греется до 40 - 60С... т.е. опять же, в итоге растет холодопроизводительность.

Как смешать пропан при 40-60C? Поднять давление до 34 бар. Как деасфальтизации. Тогда, вообще, вырисовывается мрак: компрессор пропана и высокобарные сосуды в зоне смешения. Это так?

Ну, и здесь же перечислены присадки (это, к тому, что что-то из перечисленного и продает Evonik):

petroleum-refinery-engineeringpart230jul

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Михаил, расслабьтесь ,это  был вопрос сумасшедшего теоретика ,  пока я не нашел  человека. который бы мне дал показатели РАБОТАЮЩЕЙ установки пропановой депарафинизации, может быть таких установок уже нет и не было.

В теории все выглядит неплохо - деасфальтизацию  вакуумного остатка объединяем с депарафинизацией - получаем депарафинизат (далее на селективную очистку) + петролатум, который подаем на гидроочистку высокого давления, на выходе имеем смесь белого масла + пищевого парафина, эти продукты обесмасливаем на простаивающих установках с классическими растворителями толуол-МЭК.

Расход энергии не такой критичный при депарафинизации не забудьте про регенерацию холода, там есть еще вакуумные фильтры, регенерация растворителей с потерями, т.е хозяйство немалое. Ну и при деасфальтизации компрессор пропана на выкиде имеет  около 25 бар.

А разве испарителей с давлением ниже атмосферного быть не может?

 

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минуту назад, Альберт Григорьев сказал:

А разве испарителей с давлением ниже атмосферного быть не может?

В нашей деятельности я такого не встречал.

Если нужно выиграть пару градусов, то можно взять пропилен в качестве хладагента. У него ТК = -47С. Возможно есть и еще поэкзотичней хладагенты, кто-то из "фреонов".

Share this post


Link to post
Share on other sites
44 минуты назад, Михаил Болдырев сказал:

В нашей деятельности я такого не встречал.

Если нужно выиграть пару градусов, то можно взять пропилен в качестве хладагента. У него ТК = -47С. Возможно есть и еще поэкзотичней хладагенты, кто-то из "фреонов".

Ну тогда как классическая депарафинизация работает на аммиачном испарителе при -43?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.