Павел Федюнин

Как переход на более высокий экологический стандарт Евро-4 затронет российскую нефтепереработку

Recommended Posts

В феврале 2010г. на конференции ПЭТФ-2010 начальник управления нефтехимии и СУГ ОАО «Газпром нефть» Роман Ефимычев отметил, что существуют неочевидные, но важные факторы, которые в ближайшее время повлияют на цену российского ПЭТ. В связи с переходом российской автопромышленности на более высокий экологический стандарт Евро-4, изменения коснутся и сектора нефтепереработки. Прежде всего, это ограничение по выпуску бензинов не ниже Евро-4, которое начнет действовать с 1 января 2011 года.

Он напомнил, что параксилол, который является сырьем для терефталевой кислоты, также применяется для производства высооктанового бензина. Отметив, что рентабельность в бензиновом секторе выше, Роман рассказал, что «Газпромнефть», крупнейший в России производитель параксилола, уже уменьшила и продолжит сокращать поставки параксилола для нужд производителей ПЭТ. Поэтому основным трендом в ближайшие два года будет рост дефицита и цен на параксилол.

Если ТФК в России производит только Полиэф (150 тыс тонн в 2009), то насколько обоснованы такие заявления?

Share this post


Link to post
Share on other sites
В феврале 2010г. на конференции ПЭТФ-2010 начальник управления нефтехимии и СУГ ОАО «Газпром нефть» Роман Ефимычев отметил, что существуют неочевидные, но важные факторы, которые в ближайшее время повлияют на цену российского ПЭТ. В связи с переходом российской автопромышленности на более высокий экологический стандарт Евро-4, изменения коснутся и сектора нефтепереработки. Прежде всего, это ограничение по выпуску бензинов не ниже Евро-4, которое начнет действовать с 1 января 2011 года.

Он напомнил, что параксилол, который является сырьем для терефталевой кислоты, также применяется для производства высооктанового бензина. Отметив, что рентабельность в бензиновом секторе выше, Роман рассказал, что «Газпромнефть», крупнейший в России производитель параксилола, уже уменьшила и продолжит сокращать поставки параксилола для нужд производителей ПЭТ. Поэтому основным трендом в ближайшие два года будет рост дефицита и цен на параксилол.

Если ТФК в России производит только Полиэф (150 тыс тонн в 2009), то насколько обоснованы такие заявления?

Давайте начнем с Полиэфа, у них мощность ТФК 220, и увеличат в 2011 до 240.

По поводу Бензина, Газпромнефти, Параксилола и высказываний начальника нефтехимии. На бензин евро 4 и 5 существует норма по суммарной ароматики, которая и для евро 4 и для евро 5 одинакова и равна 35% об., т.е сумма ксилолов, толуола, этилбензола в бензине не должна быть выше этой величины. Бензин риформинга содержит 72-75% этой ароматики, бензин каткрекинга 28-35, т.е как не разбавляй бензин риформинга бензином каткрекинга, требуемую сумму ароматики тяжело получить, поэтому при блендинге добавляют - изомеризаты, алкилаты, фракции н- и изо - с5, зимой немного С4, МТБЭ, ТАМЕ, ну все это уже отдельная песня про блендинг бензинов, нам она не нужна. Главное, что в связи с переходами на евро4,5 ни какой связи между этим переходом и ценой параксилола и быть не может (пл крайней мере с точки зрения химии). И еще, вероятно начальник нефтехимии забыл, что руководство Газпромнефти декларировало увеличение мощности по выпуску параксилола до 240 тыс тонн (www.rcc.ru), более того совместно с Сибуром декларировалось создание СП по выпуску ТФК и ПЭТ, которые как известно берут свое начало с параксилола.

Мне кажется, в рассуждения или Ваши или начальника нефтехимии закралась ошибка, а именно: в конце 2006 года на одном из митингов (совещаний) было сказано (и записано, копия имеется), что в связи с переходом на ЕВРО 4,5 нефтяники после риформинга будут вынуждены отбивать ароматическую фракцию (не знаю, как она в русской иерминологии), которая состоит из 40% бензола и 60% нафты и ее количество составляет от 5 до 8% сырья риформинга, при его работе на бензиновую схему, в этом случае логично собирать у всех нефтяников этот ароматический концентрат, выделить бензол, а нафту пихнуть снова в риформинг, только уже ароматический и получить много ксилолов для нефтехимии, Зачем?, а затем, что рынок ПЭТ России 500-600 тыс тонн, для этого требуется 420-500 тыс тонн ТФК, а имеем 220 на Полиэфе, и для этого требуется 260-320 тыс тонн параксилола. Все устал писать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Давайте начнем с Полиэфа, у них мощность ТФК 220, и увеличат в 2011 до 240.

По поводу Бензина, Газпромнефти, Параксилола и высказываний начальника нефтехимии. На бензин евро 4 и 5 существует норма по суммарной ароматики, которая и для евро 4 и для евро 5 одинакова и равна 35% об., т.е сумма ксилолов, толуола, этилбензола в бензине не должна быть выше этой величины. Бензин риформинга содержит 72-75% этой ароматики, бензин каткрекинга 28-35, т.е как не разбавляй бензин риформинга бензином каткрекинга, требуемую сумму ароматики тяжело получить, поэтому при блендинге добавляют - изомеризаты, алкилаты, фракции н- и изо - с5, зимой немного С4, МТБЭ, ТАМЕ, ну все это уже отдельная песня про блендинг бензинов, нам она не нужна. Главное, что в связи с переходами на евро4,5 ни какой связи между этим переходом и ценой параксилола и быть не может (пл крайней мере с точки зрения химии). И еще, вероятно начальник нефтехимии забыл, что руководство Газпромнефти декларировало увеличение мощности по выпуску параксилола до 240 тыс тонн (www.rcc.ru), более того совместно с Сибуром декларировалось создание СП по выпуску ТФК и ПЭТ, которые как известно берут свое начало с параксилола.

Мне кажется, в рассуждения или Ваши или начальника нефтехимии закралась ошибка, а именно: в конце 2006 года на одном из митингов (совещаний) было сказано (и записано, копия имеется), что в связи с переходом на ЕВРО 4,5 нефтяники после риформинга будут вынуждены отбивать ароматическую фракцию (не знаю, как она в русской иерминологии), которая состоит из 40% бензола и 60% нафты и ее количество составляет от 5 до 8% сырья риформинга, при его работе на бензиновую схему, в этом случае логично собирать у всех нефтяников этот ароматический концентрат, выделить бензол, а нафту пихнуть снова в риформинг, только уже ароматический и получить много ксилолов для нефтехимии, Зачем?, а затем, что рынок ПЭТ России 500-600 тыс тонн, для этого требуется 420-500 тыс тонн ТФК, а имеем 220 на Полиэфе, и для этого требуется 260-320 тыс тонн параксилола. Все устал писать.

На самом деле - всё с точностью до наоборот получается, ага. Ограничение содержания ароматики в бензинах обуславливает увеличение ароматики в товаре.

>>нафту пихнуть снова в риформинг

Рафинат это очень плохое сырьё для риформинга, целесообразней вовлечь его в прямогонный и отгрузить так.

Share this post


Link to post
Share on other sites
На самом деле - всё с точностью до наоборот получается, ага. Ограничение содержания ароматики в бензинах обуславливает увеличение ароматики в товаре.

>>нафту пихнуть снова в риформинг

Рафинат это очень плохое сырьё для риформинга, целесообразней вовлечь его в прямогонный и отгрузить так.

Полностью с Вами согласен, что рафинат отвратительное сырье риформинга, если бы не одно, но... учитывая, что этого самого рафината у всех производителей ароматики и в частности параксилола получалось навалом Axens разработал катализатор риформинга именно для этого дела, который имеет один не достаток - жуткое содержание драгмета (до 1,5%), я постараюсь вывесить его характеристики (не забыдь бы!). Да и еще, конечно же рафинат активно пихают в пиролиз, это уже опробованно, все получается хорошо, а есть еще и третий вариант, сейчас имеем эту мысль и вместе с коллегами лицензиарами думаем, а именно: рафинат на изомеризацию, а потом в обычный риформинг.

Что то мы с Вами далеко от ТФК уехали.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В связи с ужесточением норм по бензолу в бензинах увеличится ли производство бензола на Российских НПЗ, в странах которые перешли на стандарт бензинов Евро 3,4,5, такое увелиение выпуска бензола произошло. Для справки в бензинах Евро 3,4,5 содержания бензола 1%, а в Евро 2 5%, т.е умножая количество бензина выпускаемого в России на разницу между 5 и 1 процентами, сколько бензола дополнительно должно получиться? заметно ли это на рынке?

Edited by Гадецкий А.Ю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В связи с ужесточением норм по бензолу в бензинах увеличится ли производство бензола на Российских НПЗ, в странах которые перешли на стандарт бензинов Евро 3,4,5, такое увелиение выпуска бензола произошло. Для справки в бензинах Евро 3,4,5 содержания бензола 1%, а в Евро 2 5%, т.е умножая количество бензина выпускаемого в России на разницу между 5 и 1 процентами, сколько бензола дополнительно должно получиться? заметно ли это на рынке?

Далеко не все заводы в РФ извлекают бензол/ароматику. Многие просто вырезают бензолобразующую фракцию из сырья риформинга...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Далеко не все заводы в РФ извлекают бензол/ароматику. Многие просто вырезают бензолобразующую фракцию из сырья риформинга...

Да, вы абсолютно правы, бензол извлекают не все, но и не так уж мало кто это делает, например Вы это делаете? Салават это делает совершенно однозначно. Можно зайти на сайт любого завода России и посмотреть состав установок, у кого есть экстракция а у кого нет. А те у кого нет, что делают с вырезанной бензолсодержащей фракцией (в ней бензола 40%), мы например, до тех пор пока не реанимировали экстракцию продавали эту фракцию с 40% бензола именно тем кто имел эти установки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы меня неправильно поняли. Мы вырезаем не бензольную фракцию из катализата, а бензолобразующую фракцию из сырья рифрминга. В катализате у нас после этого бензола 1,1 - 1,2%...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы меня неправильно поняли. Мы вырезаем не бензольную фракцию из катализата, а бензолобразующую фракцию из сырья рифрминга. В катализате у нас после этого бензола 1,1 - 1,2%...

Да, когда отправил, увидел, что вы имеете в виду, а исправлять было лень, а мы убираем именно бензольную фракцию из катализата. Хорошо, а куда вы деваете то что вырезали из сырья риформинга, что бы уменьшить выход юензола.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, когда отправил, увидел, что вы имеете в виду, а исправлять было лень, а мы убираем именно бензольную фракцию из катализата. Хорошо, а куда вы деваете то что вырезали из сырья риформинга, что бы уменьшить выход юензола.

В зависимости от плана производства частично в бензин А-76(АИ-80) , частично в сырье для нефтехимиков. Правда они не очень этим довольны - низкое содержание парафинов...

Share this post


Link to post
Share on other sites

В зависимости от плана производства частично в бензин А-76(АИ-80) , частично в сырье для нефтехимиков. Правда они не очень этим довольны - низкое содержание парафинов...

Вам хорошо, а у нас нет бензина А80, да и А92 уже то же считайте что нет. Про нефтехимиков, вы имеете ввиду пиролиз, так вы их не слушайте, это они выпендриваются, говорю вам как пиролизник со стажем, как пуска так и эксплуатации. То есть, когда в РФ кончится А80, останется одна нефтехимия или будете делать как мы убирать бензол уже из катализата.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверное. У нас на "запасном пути стоит бронепоезд" - риформинг под фракцию 80-100 с блоком зкстракции и ректификации ароматики...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверное. У нас на "запасном пути стоит бронепоезд" - риформинг под фракцию 80-100 с блоком зкстракции и ректификации ароматики...

И тем не менее главный вопрос остался без ответа - БУДЕТ ЛИ В РФ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ КОЛИЧЕСТВО БЕНЗОЛА в связи с улучшением качества бензинов, а именно с нормой по бензолу 1%

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, что в нынешней ситуации норма в 1% не имеет решающего значения. Надо чтобы бензол стал выгоднее, чем альтернативные по сырью продукты и появилось желание восстанавливать/строить блоки экстракции...

Share this post


Link to post
Share on other sites

И тем не менее главный вопрос остался без ответа - БУДЕТ ЛИ В РФ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ КОЛИЧЕСТВО БЕНЗОЛА в связи с улучшением качества бензинов, а именно с нормой по бензолу 1%

Думаю, что не будет, ибо некуда девать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, что не будет, ибо некуда девать.

А вот насчет девать некуда это вы не правы, с завидной периодичностью мы получаем запросы на продажу бензола, в том числе и из России.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот насчет девать некуда это вы не правы, с завидной периодичностью мы получаем запросы на продажу бензола, в том числе и из России.

В России, насколько помню, новых бензолпотребляющих производств не вводилось, а для экспорта вряд ли кто будет экстракцию строить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В России, насколько помню, новых бензолпотребляющих производств не вводилось, а для экспорта вряд ли кто будет экстракцию строить.

Возможно вы и правы, но 200 тыс выпускаемого бензола мы продаем без проблем, а не давно Кемерово обратилось с возможностью поставлять к ним по 5000 тонн ежемесячно, представляете? где Румыния, а где Кемерово.

Share this post


Link to post
Share on other sites

И вот последний вопрос. С 1 сентября в России отменяется производство низкооктановых марок бензина, и состоится переход на топливо стандарта Евро. Тем не менее, 80-я марка очень широко используется в сельском хозяйстве и так далее. Как этой проблемы избежать? Поиск альтернативных источников топлива в этой сфере затруднен. И очень много техники использует это топливо.
Во-первых, я думаю, что в последние годы, после того, как мы объявили, что будем это делать, подавляющая часть перешла на другие виды техники, и проблема уже не столь серьезная, как была 3-4 года назад. Во-вторых, если мы все время будем что-то откладывать, то так и не будем стремиться что-то поменять. В-третьих, нужно понимать, что если техника неэффективна, и она потребляет слишком много топлива, то выходит дороже. Я имею в виду старую технику, сделанную по старым технологиям.

Но такой бензин же стоит дешевле существенно?
Все равно на круг выходит дороже эксплуатация такой техники. Я видел уже множество расчетов, это доказывающих. Старый трактор, построенный по старым технологиям и использующий топливо низкого качества — если посчитать строк стоимость на весь срок его эксплуатации и сравнить с новым, — то выходит дороже. А новую технику в долгосрочной перспективе использовать выгоднее. Так как длиннее межремонтные сроки, меньше удельные показатели расхода топлива и больше производительность. И в расчете на единицу произведенной продукции получается дешевле. Что нужно, чтобы людям было легче перейти? Нужно оказать поддержку в виде дешевых кредитов, прежде всего, и тех субсидий, которые сейчас даются. Нужно помочь, это правда.

А.Дворкович

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может ли, кто нибудь, буквально "на пальцах" объяснить, что происходит в РФ с бензином, в печати было три версии:

- сговор (остается только этому верить, т.к заявлено очень авторитетным лицом)

- заводы не готовы выпускать Евро 3 (а как же тогда победные реляции, о том, что третий, пятый, десятый заводы освоили выпуски Евро 4?)

- возобновление толлинговых схем

Меня этот вопрос интересует исключительно с технической точки зрения, а именно есть ли фронт работ по модернизациям гидрочисток или нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может ли, кто нибудь, буквально "на пальцах" объяснить, что происходит в РФ с бензином, в печати было три версии:

- сговор (остается только этому верить, т.к заявлено очень авторитетным лицом)

- заводы не готовы выпускать Евро 3 (а как же тогда победные реляции, о том, что третий, пятый, десятый заводы освоили выпуски Евро 4?)

- возобновление толлинговых схем

Меня этот вопрос интересует исключительно с технической точки зрения, а именно есть ли фронт работ по модернизациям гидрочисток или нет.

Вот разъяснения от сотрудника КЭРА : http://akteon.livejournal.com/107703.html#cutid1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может ли, кто нибудь, буквально "на пальцах" объяснить, что происходит в РФ с бензином, в печати было три версии:

- сговор (остается только этому верить, т.к заявлено очень авторитетным лицом)

- заводы не готовы выпускать Евро 3 (а как же тогда победные реляции, о том, что третий, пятый, десятый заводы освоили выпуски Евро 4?)

- возобновление толлинговых схем

Меня этот вопрос интересует исключительно с технической точки зрения, а именно есть ли фронт работ по модернизациям гидрочисток или нет.

На счет толлинга сказать нечего, скорее всего его нет. Остальные факторы имеют место быть. Скорее всего существенно снизилась на рынке доля "самопального" бензина мини НПЗ и прочих "бодяжников". Поскольку кризис коснулся в первую очередь регионы, где высокая доля так называемых "независимых" производителей, а точнее розничных торговцев - налицо "сговор" нефтяных компаний. А "сговор" в том, что, не трогая розничные цены, они подняли оптовые, забрав навар на розничной торговле в пользу НПЗ. Ведь ВИК все равно, кто является источником прибыли. Перепродавцы сели на мель, а у ВИК не хватило равномерности распределения и численности сети АЗС в некоторых регионах. И какую-то роль , несомненно, сыграла неопределенность с бензином АИ-92. Про проблемы с ДТ (гидроочистками) что-то не слышно...

Share this post


Link to post
Share on other sites

На счет толлинга сказать нечего, скорее всего его нет. Остальные факторы имеют место быть. Скорее всего существенно снизилась на рынке доля "самопального" бензина мини НПЗ и прочих "бодяжников". Поскольку кризис коснулся в первую очередь регионы, где высокая доля так называемых "независимых" производителей, а точнее розничных торговцев - налицо "сговор" нефтяных компаний. А "сговор" в том, что, не трогая розничные цены, они подняли оптовые, забрав навар на розничной торговле в пользу НПЗ. Ведь ВИК все равно, кто является источником прибыли. Перепродавцы сели на мель, а у ВИК не хватило равномерности распределения и численности сети АЗС в некоторых регионах. И какую-то роль , несомненно, сыграла неопределенность с бензином АИ-92. Про проблемы с ДТ (гидроочистками) что-то не слышно...

Таким образом, проблема не ТЕХНИЧЕСКАЯ, а ...ну скажем...корпоративная. Да?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Таким образом, проблема не ТЕХНИЧЕСКАЯ, а ...ну скажем...корпоративная. Да?

Это было-бы слишком просто, будь это так. По моему заводы РФ не готовы снять с производства АИ-80 и АИ-92 в этом году без уменьшения объемов производства. А АИ-92 снимать с производства даже глупо, поскольку для абсолютного большинства двигателей это "родной" бензин. Правильнее довести его до норм ЕВРО 3 по ароматике и директивно убрать металлы. В общем сравнять все нормы с АИ-95 кроме октанового числа...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это было-бы слишком просто, будь это так. По моему заводы РФ не готовы снять с производства АИ-80 и АИ-92 в этом году без уменьшения объемов производства. А АИ-92 снимать с производства даже глупо, поскольку для абсолютного большинства двигателей это "родной" бензин. Правильнее довести его до норм ЕВРО 3 по ароматике и директивно убрать металлы. В общем сравнять все нормы с АИ-95 кроме октанового числа...

Я понял, Вы мне очень помогли. Толлинг все таки существует, и передо мной стоит очень не простая задача - имея каткрекинги, изомеризации, МТБЭ, прямогонную нафту, но не имея риформинга (он у меня занят на ароматику) получить из передаваемой нефти бензин для РФ. По всем показателям бензина на Евро 4 я выхожу, но не выше ОЧ=82-85, что возиожно устроит давальца, исходя из ваших комментариев.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.