Станислав Тургунбаев

Технологии гидроочистки

Recommended Posts

Хотелось бы услышать мнения форумчан по этому процессу. Компания DuPont предлагает технологию гидроочистки (мягкого гидрокрекинга) без использования циркуляционного ВСГ. Прикладываю материалы по технологии. Может кто-то знаком с этой технологией по-ближе. Интересно услышать о недостатках процесса, о "подводных камнях", т.к. судя по описанию процесс выглядит весьма привлекательно, однако внедрен пока только на западе, а в России и СНГ о его применении пока не слышно.

DUPONT_Paper_Rus.pdf

DUPONT_pres_rus.pdf

RevampingDieselHydrotreaters_ULS_IsoTherming.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

DuPont Всегда славилась тем что умела "взбаламутить воду" а потом в этой мути половить рыбку. И в этих материалах то же самое. Изрекают, что отказались от циркуляционного компрессора...хитро, они его назвали у себя циркуляционным насосом. То же самое с сепараторами, нет того, нет другого... а на самом деле это вариант с "горячей сепарацией", давным давно известный. То же самое с квечингом, фраза о том, что водород подаваемый в квенч охлаждает реакционную массу.... хоть стой, хоть падай, не поленились бы в справочник заглянуть, скока там теплоемкость у водорода и сколько тысяч кубов его придется подать, чтобы хоть на градус все охладить.

Ну а теперь самое главное - все что они предлагают, это поставить в ходе модернизации еще свою установку и отбить основную серу ( хотя в английском варианте они с производными азота борются, может опечатка) и увы это и есть суть этого предложения.

За камуфляж и хитрость "пятерка"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотелось бы услышать мнения форумчан по этому процессу. Компания DuPont предлагает технологию гидроочистки (мягкого гидрокрекинга) без использования циркуляционного ВСГ. Прикладываю материалы по технологии. Может кто-то знаком с этой технологией по-ближе. Интересно услышать о недостатках процесса, о "подводных камнях", т.к. судя по описанию процесс выглядит весьма привлекательно, однако внедрен пока только на западе, а в России и СНГ о его применении пока не слышно.

Станислав Маратович, а на конференции Аксенс не презентовал нечто подобное, у них тоже появился аналогичный процесс, показатели я не сравнивал. Скажите, когда они говорят о реконструкции существующих для РФ, СНГ, да и для стран бывшего СЭВ, они знают, что все гидроочистки спроектированны на давление 50 бар, т.е после реконструкции, какое давление процесса они предлагают?

И второе, я не заметил, что бы указаывалось, что одним из плюсов этого процесса это получение дизеля до 15% дополнительно, в частности, в технологии Аксенс упор делается именно на это, а есть циркуляционный компрессор или нету, конечно хорошо без него, но затраты то не очень большие, а вот дополнительно 15% дизеля это очень хорошо, особенно для ЕС, где каждый четвертый баррель бензина лишний.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На первый взгляд есть по поводу циркуляции некоторые вопросы: ввиду циркуляции в процессе будут накапливаться в значительно большем количестве сероводород, аммиак, вода - ведь циркуляция ВСГ - это еще и постоянное удаление из потока циркуляции этих веществ. Следуя логике можно предположить, что для процесса будет большая сдувка ВСГ да и требования к подпиточному будут соответствующие.

Еще интересно, как решена проблема с отложениями солей аммония в процессе - ведь застойные зоны всегда будут, да и как ранее указал, концентрации их перед холодным сепаратором будет довольно значительная.

Но самое интересное для меня было в том, что газосырьевая (как мы ее обычно называем) смесь - жидкость! Отсюда только один вывод - ВСГ мало, а это при указанном сырье неизбежно приведет к повышенному закоксовыванию катализатора, снижению выхода целевых продуктов (про закоксовыание меежду строк было указано в том месте, что в случае вывода одного из реакторов это можно сделать безболезненно для процесса). Значит пробег катализатора между регенерацией очень не высок, что в свою очередь ограничит производительность установки.

Вообще, насколько мне известно, только Аксенс и Шеврон (компания Грейс) делают катализатор и у них разработаны процессы для гидроочистки газойлевый фракций сырья каткрекинга и гидроочитски дизельного топлива со значительным (более 10-20%) содержанием сырье продуктов термических и термокаталитических процессов, обеспечивающий как высокий выход целевых продуктов, так и приемлимое по всем стандартам их качество.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вообще, насколько мне известно, только Аксенс и Шеврон (компания Грейс) делают катализатор и у них разработаны процессы для гидроочистки газойлевый фракций сырья каткрекинга и гидроочитски дизельного топлива со значительным (более 10-20%) содержанием сырье продуктов термических и термокаталитических процессов, обеспечивающий как высокий выход целевых продуктов, так и приемлимое по всем стандартам их качество.

Картинки, приведенные в докладе сложно обсуждать всерьез. Думаю там не показано и половины оборудования. Коксование минимизировано за счет интенсивной циркуляции жидкой фазы. Такие приемы известны в процессах изомеризации парафинистых дистиллятов (производство масел III группы по API) для подавления реакции гидрокрекинга. Для гидроочистки ДТ с содержанием до 20% газойлей коксования Аксенс рекомендует удельную объемную скорость подачи сырья около 1.

Share this post


Link to post
Share on other sites

То же самое с квечингом, фраза о том, что водород подаваемый в квенч охлаждает реакционную массу.... хоть стой, хоть падай, не поленились бы в справочник заглянуть, скока там теплоемкость у водорода и сколько тысяч кубов его придется подать, чтобы хоть на градус все охладить.

Я так понимаю тут поглощение тепла не только засчет водорода осуществляется, но предгидроочищенного продукта, хотя на циркулирующем потоке нет съема тепла и непонятно какое количество тепла все-таки можно снять.

Ну а теперь самое главное - все что они предлагают, это поставить в ходе модернизации еще свою установку и отбить основную серу ( хотя в английском варианте они с производными азота борются, может опечатка) и увы это и есть суть этого предложения.

Тут видимо зависит все от исходного сырья, используемого катализатора (у Ni/Mo большая гидродеазотирующая способность), целей процесса.

Станислав Маратович, а на конференции Аксенс не презентовал нечто подобное, у них тоже появился аналогичный процесс, показатели я не сравнивал.

Не слышал к сожалению, надо на их сайте посмотреть

Скажите, когда они говорят о реконструкции существующих для РФ, СНГ, да и для стран бывшего СЭВ, они знают, что все гидроочистки спроектированны на давление 50 бар, т.е после реконструкции, какое давление процесса они предлагают?

В их материалах как раз на это делается ударение. При реконструкции можно установить реактор Isotherming с необходимым давлением, рассчитаным так, чтобы остаточную серу уже удалить в реакторе на 50 бар.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я так понимаю тут поглощение тепла не только засчет водорода осуществляется, но предгидроочищенного продукта, хотя на циркулирующем потоке нет съема тепла и непонятно какое количество тепла все-таки можно снять.

Тут видимо зависит все от исходного сырья, используемого катализатора (у Ni/Mo большая гидродеазотирующая способность), целей процесса.

Не слышал к сожалению, надо на их сайте посмотреть

В их материалах как раз на это делается ударение. При реконструкции можно установить реактор Isotherming с необходимым давлением, рассчитаным так, чтобы остаточную серу уже удалить в реакторе на 50 бар.

Ну и слава богу, что все с ударением.

Share this post


Link to post
Share on other sites

в сентябре 2013 г. в Китае НПЗ в Сиань, запущена установка гидроочистки дизельного топлива по технологии Iso Terming для производства дизельного топлива 50 ррм. http://www.chemicalonline.com/doc/startup-china-dupont-isotherming-hydroprocessing-technology

 

Достигнутых показателей  не приводится. Поэтому вопрос остался -  работает технология или нет ????

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Iso Therming в этом году начнет строить ООО "Пурнефтепереработка"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что то по гидроочисткам тем то на форуме не нашел, поэтому пришлось сюда затесаться.

Совместная гидроочистка бензиновых и дизельных фракций. Я нашел всего две компании, которые лицензируют эту технологию (не катализатор, а именно технологию, с катализаторами нет проблем). Нашел всего две и удивился, предполагал, что будет, как минимум в пять раз больше. Может плохо искал?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что то по гидроочисткам тем то на форуме не нашел, поэтому пришлось сюда затесаться.

Совместная гидроочистка бензиновых и дизельных фракций. Я нашел всего две компании, которые лицензируют эту технологию (не катализатор, а именно технологию, с катализаторами нет проблем). Нашел всего две и удивился, предполагал, что будет, как минимум в пять раз больше. Может плохо искал?

Александр,  а  что  Вы  желали  увидеть  у  лицензиаров,   ведь  не  для  того  чтобы  их посчитать  искали?   Совместная  гидроочистка  вторичных  бензинов  с  дизельными  фракциями -  обычное  дело...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот тут, Юрий, собака и зарыта. То, что а российской школе проектирование это совершенно обычное дело. Вы абсолютно правы. Говорим за бензин и дизель вторичных процессов, пусть это будет УЗК и ТК. Но стоит вам заявить это в европейской или даже американской школе проектирования (американской, потому что там УЗК, как на барбоске блох) на вас посмотрят ..... Не правильно и скажут, что их сначала разделить, а потом чистить.

Руки, до всей этой истории у меня как то не доходили, было не нужно.

Но появилась возможность поискать лицензиаров процесса совместной ГО бензина и дизеля от ТК и УЗК, как я и сказал, что нашел двух. Нормальные лицензиары много референций. Первый реактор убивает оленины. Второй чистит от серы.

Сырье- фракция 85-365.

И возник вопрос, а Российские технологии лицензированы? Или как то права закреплены? А если да, то почему нет шума, технологии то этой навалом лет. Еще на первом курсе на введении в специальность рассказывали как само собой, что бензин и дизель Узк чистят вместе потом делят.

Это же удобно. Почему Изомалк, широко шагает по планете, а ГО бензина и дизеля, чисто русская технология опять в загоне.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Юрьевич, если говорить о гидроочитстке прямогонных фракций, то тут не стоит вопрос в лицензиаре - большинство из лицензиаров гидроочистки дизельного топлива вам предложат такой процесс, так как дизель очищается намного в более жестких условиях и с большей кратностью ВСГ, и совместная гидроочистка дизеля и бензина только приведет к незначительным изменениям в оборудовании и схеме.

Вот что касается гидроочистки вторичных дистиллятов - тут вопрос. Вопрос весь в том, что у вас цели могут быть разные: для бензина - это максимально удалить сернистые и диены (если он идет в топливо), для дизеля - кроме уделения сернистых стоит вопрос об удалении максимума непредельных и ароматики, которой в дистилляте вторичных процессов будет не мало. Соответственно, режимы для этих двух процессов будут разные. Но если бензин в дальнейшем планируется по схеме изомеризация-риформинг (что обычно и случается с бензином коксования и висбрекинга), то совместная гидроочистка имеет место быть, хотя бы в теории. Да, если это все разбавить прямогоном, то такие технологии не просто имеют место быть, но и есть, по крайней мере, встречал такие на практике (до 30 % вторичных дистиллятов в прямогоне)

Share this post


Link to post
Share on other sites

PS Название темы подкоррректировал, расширил обсуждаемые вопросы

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Юрьевич, если говорить о гидроочитстке прямогонных фракций, то тут не стоит вопрос в лицензиаре - большинство из лицензиаров гидроочистки дизельного топлива вам предложат такой процесс, так как дизель очищается намного в более жестких условиях и с большей кратностью ВСГ, и совместная гидроочистка дизеля и бензина только приведет к незначительным изменениям в оборудовании и схеме.

Вот что касается гидроочистки вторичных дистиллятов - тут вопрос. Вопрос весь в том, что у вас цели могут быть разные: для бензина - это максимально удалить сернистые и диены (если он идет в топливо), для дизеля - кроме уделения сернистых стоит вопрос об удалении максимума непредельных и ароматики, которой в дистилляте вторичных процессов будет не мало. Соответственно, режимы для этих двух процессов будут разные. Но если бензин в дальнейшем планируется по схеме изомеризация-риформинг (что обычно и случается с бензином коксования и висбрекинга), то совместная гидроочистка имеет место быть, хотя бы в теории. Да, если это все разбавить прямогоном, то такие технологии не просто имеют место быть, но и есть, по крайней мере, встречал такие на практике (до 30 % вторичных дистиллятов в прямогоне)

Алексей, вы же знаете, что я очень ценю Ваше мнение, но давайте вы еще раз прочитаете мой вопрос. Ответ Юрия, а потом мой ответ. И начинаем отвечать заново.

Речь не идет о ГО прямогона с добавкой вторичных бензинов и дизелей.

Речь идет об очистке только вторичных бензинов и дизелей, причем совместно. Я нашел двух лицензиаров, далее читайте сами по тексту.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алексей, вы же знаете, что я очень ценю Ваше мнение, но давайте вы еще раз прочитаете мой вопрос. Ответ Юрия, а потом мой ответ. И начинаем отвечать заново.

Речь не идет о ГО прямогона с добавкой вторичных бензинов и дизелей.

Речь идет об очистке только вторичных бензинов и дизелей, причем совместно. Я нашел двух лицензиаров, далее читайте сами по тексту.

Александр,  тут  я  скажу  пас.   Мне  российские  технологии  очистки  смеси  только  вторичных  не  известны.   Если   поделитесь   информацией  -  буду  благодарен.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Юрьевич, в первом вопросе о вторичках не было указано - поэтому я так и ответил. Поинтересуюсь у ребят, может предложат чего для вторичек.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр, тут я скажу пас. Мне российские технологии очистки смеси только вторичных не известны. Если поделитесь информацией - буду благодарен.

Вооооот!!! Юрий и мне Российские не известны, а забугорных нашел два. Обязательно поделюсь, как отчет сдадим, так сразу ссылку на этих двух и повешу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр,  тут  я  скажу  пас.   Мне  российские  технологии  очистки  смеси  только  вторичных  не  известны.   Если   поделитесь   информацией  -  буду  благодарен.

Юрий, как и обещал. Это вырезка из отчета, думаю, что из нее ясна и преамбула и где искать дальше

Процесс переработки бензинов и дизелей термических процессов в едином потоке был разработан сравнительно не давно и не по причине его технологической сложности, а исключительно за отсутствием применения.

НПЗ полного цикла, как больших так и малых мощностей, при переработке нефтей с выходом фракции 360°С+ от 45 до 60% имеют достаточное количество прямогонных светлых нефтепродуктов и доля вторичных светлых в общем балансе не превышает  15 – 30%, что абсолютно нормально для использования стандартных ГО, как для бензинов и дизелей в отдельных потоках, так и для гидроочистки смеси.

При переработке природных битуминозных и тяжелых нефтей, а также мазутов и гудронов от НПЗ неполного цикла, а также при переработке углей количество прямогонных светлых нефтепродуктов становится равным или близким к нулю, что делает не возможным использование традиционных катализаторов на установках ГО. Одним из разработчиков катализатора и процесса является www.sinopectech.com , конечно существуют и другие с менее значимыми именами, но аналогичными по качеству процессами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Автогидроочистка. Катализатор тот же, как и при классической ГО. Температура, как у классической ГО, давление несколько ниже, так, для ГО дизеля не превышает 20-25 бар, чем тяжелее продукт, тем легче идет процесс авто ГО, для нафты процесс бесполезен. Промышленные процессы существуют, вернее существовали, потом, как и динозавры резко исчезли. Минус процесса в том, что, если при классической ГО, например Дизеля, образуется 3-4% бензина, то в случае авто ГО образуется 3-4% тяжелого остатка(полиароматика).

Тем не менее процесс не забыт и ровно шесть месяцев назад мы получили заказ на концептуальный инжиниринг, как всегда повесим в виде тезисов, но что интересно! Заказчик решил выполнить и базовый, нафига он ему? Хотя, что то в этом есть!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Юрьевич! Как-то совсем уж завуалировано. Может хоть немного яснее опишите - как и что за процесс? Что под понятием авто? Каково качество продукции - если увеличивается полиароматика, значит вырастет и просто ароматика в сырье - было бы немлохо поподробнее.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Юрьевич! Как-то совсем уж завуалировано. Может хоть немного яснее опишите - как и что за процесс? Что под понятием авто? Каково качество продукции - если увеличивается полиароматика, значит вырастет и просто ароматика в сырье - было бы немлохо поподробнее.

Какие тайны, Алексей. "Гидрогенизационные процессы на НПЗ" Орочко, Сулимов, Осипов. химия 1971 год. еще тогда об этои знали и писали. Спасибо, Станиславу Тургунбаеву участнику нашего форума, что напомнил. Ну а мы соответстветсвенно эту тему расширили и углубили, воспользовавшись теми информационными возможностями,, которые имеем. ПАу ни какого отношения к росту ароматики в сырье не имеет и более того, ароматика в сырье если и меняется, то исключительно в пределах погрешности анализа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попробую поискать при возможности! Спасибо за информацию

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 31.08.2015 в 22:59, Александр Гадецкий сказал:

Автогидроочистка. Катализатор тот же, как и при классической ГО. Температура, как у классической ГО, давление несколько ниже, так, для ГО дизеля не превышает 20-25 бар, чем тяжелее продукт, тем легче идет процесс авто ГО, для нафты процесс бесполезен. Промышленные процессы существуют, вернее существовали, потом, как и динозавры резко исчезли. Минус процесса в том, что, если при классической ГО, например Дизеля, образуется 3-4% бензина, то в случае авто ГО образуется 3-4% тяжелого остатка(полиароматика).

Тем не менее процесс не забыт и ровно шесть месяцев назад мы получили заказ на концептуальный инжиниринг, как всегда повесим в виде тезисов, но что интересно! Заказчик решил выполнить и базовый, нафига он ему? Хотя, что то в этом есть!!!

Как и было обещано и не отступая ни на шаг от договора на конфи с Заказчиком, в приложении реферативное изложение отчета Исходный технологический проект (DBS) на процесс автокаталитической гидроочистки. Initial technological project (DBS) for auto-catalytic hydrotreatment processes. AGadetskiy.pdf

https://makston-engineering.ru/f/iskhodnyi_tekhnologicheskii_proyekt_dbs_na_protsess_avtokataliticheskoi_gidroochistki_initial_technological_project_dbs_for_.pdf

Исходный технологический проект (DBS) на процесс автокаталитической гидроочистки. Initial technological project (DBS) for auto-catalytic hydrotreatment processes. AGadetskiy.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Реактор ГО, катализатор HR 626, сырье широкая дизельная фракция 150-360. После реактора горячий сепаратор, холодый сепаратор (в других проектированиях сепаратор высокого и низкого давления) жидкая фаза с сепараторо идет на стриппер для отгонки того, что кипит до 180 град, ну и вместе с ним основная часть С1-С4+сероводород+непрореагировавший водород, кубом стриппера уходит товарный дизель. Понятно, да? Теперь о стриппере подачу острого пара в куб стриппера видел, подачу азота видел, подачу топливного (заводского) газа видел, все направленно на улучшения отгонки от товарного дизеля того, что кипит до 180 град, ну и вместе с ним основная часть С1-С4+сероводород+непрореагировавший водород. 

А теперь, то что мне показалось интересным и оно работает, в стриппер для улучшения отгонки подают не пар, не азот и топгаз, а водород!!!! вот такая вот штука. Понятно, что он не теряется, а остается в контуре ВСГ, но все равно не обычно, для меня по крайней мере.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.